Госзакупки – это размещение и исполнение заказа для государственных и муниципальных нужд. Оплата по контрактам осуществляется за счет средств бюджетных организаций или компаний с государственным участием. По этой причине за размещением заказа, определением победителей и исполнением обязательств осуществляется надзор со стороны различных ведомств, от ФАС до прокуратуры. Участниками тендеров могут быть юридические лица и предприниматели, отвечающие требованиям федерального закона, положениям документации по закупке. Правовое регулирование госзакупок осуществляется по Федеральным законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, ряды других нормативных актов.
Содержание:
Что относится к госзакупкам простыми словами
Федеральный закон 44 – кратко
Федеральный закон 223 – кратко
Кто может размещать заказы на закупки для государственных нужд
Кто может принимать участие в тендерах
Что нужно для участия в госзакупках
Регистрация на электронных площадках
Какие документы нужны для подачи заявки на участие в госзакупках
Как подать заявку на госзакупку в 2022-2023 годах
Где искать тендеры
Как запросить разъяснения по госзакупке
Порядок и сроки подачи заявки
Как проводятся аукционы
Когда можно заключить контракт с единственным поставщиком
Как заключить госконтракт по 223-ФЗ или 44-ФЗ
Действия после исполнения контракта
За что грозит ответственность при совершении госзакупок
Что относится к госзакупкам простыми словами
Как следует из определения, госзакупки – это закупки для государственных нужд. Это может быть поставка товаров, выполнение различных работ и оказание услуг. Финансирование закупок может осуществляться:
- за счет средств, выделенных государственным и муниципальным органам напрямую из соответствующего бюджета;
- за счет бюджетных средств, выделенных юридическим лицам с участием госорганов или публичных образований;
- за счет собственных доходов организаций, перечисленных в Федеральных законах № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.
Законодательство предусматривает 2 направления закупок для государственных нужд, либо для деятельности отдельных организаций. Правила Федерального закона № 44-ФЗ распространяются на контрактную систему. Она включает планирование закупок, размещение их в информационной системе и на электронных площадках. Согласно Федеральному закону № 223-ФЗ закупки (тендеры) осуществляют отдельные категории организаций, в том числе госкорпорации, структуры естественных монополий т.д. Правила закупок по указанным нормативным актам, вомногом, совпадают, но есть и существенные отличия.
Есть ряд общих принципов и требований, которые должны соблюдаться при любых видах госзакупок:
- в большинстве случаев контракт заключается с победителем конкурсов или аукционов, т.е. обеспечивается конкурентоспособность закупки;
- в отдельных случаях допускается заключение контрактов с единственными поставщиками, но это является исключением, а не правилом;
- определение победителей, заключение и исполнение контрактов осуществляется путем взаимодействия через информационные системы и электронные площадки;
- участвовать в закупках могут любые юридические лица и предприниматели, отвечающие требованиям законодательства, условиями документации заказчика (ограничение по допуску допускается только по основаниям, прямо указанных в законах);
- за всеми видами закупок осуществляется государственный надзор и контроль, а виновных лиц могут привлечь к ответственности почти за любое нарушение.
Участники закупок получают гарантию оплаты за товары, работы или услуги от государства. Но для этого нужно выполнить требования по качеству и срокам исполнения контракта, передаче результата заказчику. Поставщики (исполнители), ранее допускавшие нарушения при исполнении контракта, включаются в специальный реестр (реестр недобросовестных поставщиков – РНП). Это повлечет запрет на участие в последующих закупках.
НАДЕЖНО И ЭФФЕКТИВНО!
Купить фирму для тендеров, с госконтрактами
Федеральный закон 44 – кратко
Главный нормативный акт, по которому осуществляются госзакупки — это Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…. В нем можно найти следующую информацию:
- перечень организаций, которые могут выступать муниципальным или государственным заказчиком;
- правила планирования и размещения заказов;
- формы конкурентных и неконкурентных закупок, основания для их выбора и использования;
- общие требования к размещению закупки (по составу и содержанию документации, по срокам, по взаимодействию с участниками и т.д.);
- общие правила определения победителей конкурентных закупок, либо выбора единственного поставщика;
- общие правила заключения и исполнения контрактов, оплаты за продукцию, услуги и работ;
- требования к составу и содержанию документов по закупке, правилам ее размещения в информационной системе;
- основания для привлечения к ответственности за нарушения со стороны заказчика или поставщика (исполнителя).
На данный момент применяется редакция Закона № 44-ФЗ по состоянию на 28.06.2022 года. Но нужно учитывать, что изменения в нормативный акт вносятся постоянно и по нескольку раз в течение года. Чтобы избежать проблем при участии в закупках, рекомендуем всегда проверять законодательство на предмет обновлений, обращаться за помощью к юристам.
Федеральный закон 223 – кратко
Еще одно направление для проведения тендеров описано в Федеральном законе № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Он не противоречит Закону № 44-ФЗ и не пересекается с ним, так как содержит отличия:
- по перечню организаций, которые могут выступать заказчиками;
- по видам закупок, которые могут использовать заказчики;
- по формату проведения закупок разных видов;
- по требованиям к документам заказчика и поставщика;
- по правилам определения победителей, подведению итогов исполнения контракта.
Правила закупок по Закону № 223-ФЗ относительно мягче, чем по 44-ФЗ. В частности, там указано больше оснований для заключения контрактов с единственным поставщиком. Также для заказчиков по Закону № 44-ФЗ утвержден перечень товаров, услуг и работ, которые разрешено закупать только в электронной форме (Постановление Правительства РФ № 616). Если закупка не подпадает под указанный перечень, ее можно размещать в обычной письменной форме. Но большинство заказчиков уже давно перешло на электронный документооборот, поэтому ищет поставщиков через интернет-площадки.
Кто может размещать заказы на закупки для государственных нужд
Согласно Закону № 44-ФЗ, разместить контракт и другие документы по закупке могут следующие категории заказчиков:
- государственные и муниципальные органы;
- госкорпорации «Росатом», «Роскосмос»;
- ППК «Единый заказчик в сфере строительства»;
- учреждения внебюджетных фондов (ПФР, ФСС);
- федеральные или региональные казенные предприятия (если они наделены полномочиями по принятию бюджетных обязательств)
- муниципальные казенные предприятия.
В случаях, прямо указанных в законе, заказчиком может быть бюджетное учреждение, ГУП или МУП. Например, бюджетные учреждения могут размещать закупку за счет субсидий, полученных из бюджета. Но за счет средств, полученных из иных источников, они могут работать по Закону № 223-ФЗ. Для этого им нужно разработать и утвердить свое положение о закупках с учетом требований 223-ФЗ.
По нормам Федерального закона № 223-ФЗ закупки обязаны размещать следующие заказчики:
- госкорпорации, не указанные в Законе № 44-ФЗ, а также их структурные подразделения;
- публично-правовые компании;
- предприятия, отнесенные к субъектам естественных монополий;
- предприятия, которые работают по регулируемым видам деятельности (тепло- и газоснабжение, обращение с ТКО, очистка сточных вод и т.д.);
- юридическими лицами, если в их уставном капитале более 50% принадлежит РФ, региону или муниципальному образованию;
- бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, утвердившие положение о закупках по 223-ФЗ.
Также под закупки по Закону № 223-ФЗ попадают юридические лица, если в их уставном капитале более 50% принадлежит субъектам из списка выше.
Кто может принимать участие в тендерах
По умолчанию, подать заявку на участие в закупке может любое юридическое лицо или предприниматель. Однако, исходя из вида тендера и требований закона, могут вводиться следующие ограничения на участие:
- для участника закупки могут действовать требования по наличию лицензии или допуска СРО, других специальных разрешений;
- не допускаются до участия организации и ИП, попавшие в реестр недобросовестных поставщиков (РНП);
- в некоторых случаях заказчик может сам устанавливать дополнительные требования к поставщику, его продукции и услугам (например, по месту производства товара);
- не могут участвовать в закупке организации, прямо или косвенно связанные с заказчиком (например, по составу учредителей или руководителям).
Ограничения по основаниям, не указанным в законах, запрещено. Именно таким способом обеспечивается конкурентоспособность всех видов закупок.
Даже если участник соответствует всем требованиям по закупке, с ним не обязательно заключат контракт. Сначала нужно принять участие в процедуре торгов или конкурса, либо подтвердить основания для заключения контракта с единственным поставщиком. Если заказчик допустит нарушения или злоупотребления при определении победителя и заключении контракта, его действия может обжаловать любое заинтересованно лицо. Также закупку могут аннулировать по требованию прокуратуры или ФАС, в судебном порядке.
Что нужно для участия в госзакупках
Перечень обязательных требований для поставщиков на госзакупках указан в ст. 31 Закон № 44-ФЗ. Заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ, могут указывать ограничения в своих положениях о закупках. Но при этом нельзя искусственно ограничивать конкуренцию, предусматривать разные требования для отдельных претендентов.
Вот какой перечень ограничений для участия в госзакупках предусмотрен Законом № 44-ФЗ:
- претендент не должен проходить ликвидацию или банкротство;
- в отношении участников не должно быть вынесено административное постановление о приостановлении деятельности;
- не допускаются к закупкам организации и ИП, у которых размер недоимки в бюджет превышает 25% от стоимости активов по балансу;
- если заявитель, либо его руководитель или главбух был привлечен к уголовной ответственности по ряду экономических преступлений;
- отказ в допуске последует, если за последние 2 года заявитель привлекался к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ;
- нельзя участвовать в закупке при наличии конфликта интересов между поставщиков и заказчиком (либо его представителями, руководителем и т.д.);
- запрет на госзакупки установлен для оффшорных компаний, либо если они входят в состав учредителей поставщика, владеют более 10% голосов.
Исходя из вида и предмета закупки, могут устанавливаться дополнительные ограничения. Например, если нужен контракт на ремонт или обслуживание систем противопожарной защиты, претендент должен подтвердить наличие лицензии МЧС. Если предметом закупки являются строительные работы на сумму от 10 млн. руб., заявитель должен подтвердить членство в профильной СРО.
Регистрация на электронных площадках
Подавляющее большинство закупок по 44-ФЗ осуществляется в электронной форме. Поэтому организации и ИП, планирующие подавать заявки, должны:
- иметь ЭЦП (она оформляется через удостоверяющие центры и ИФНС на срок до 12 месяцев);
- зарегистрироваться на портале госзакупок, где размещаются заказы, оформляется документация;
- пройти регистрацию на электронной площадке, где заказчик будет проводить аукцион или конкурс.
Участники проходят регистрацию в информационных системах и на площадках, чтобы иметь возможность подавать заявку, скачивать и изучать документацию по закупке. Также через интернет-ресурсы осуществляется подача предложений по торгам или конкурсу, подписание протоколов и контрактов, отчетов об исполнении обязательств. Непосредственно через электронную площадку можно оформить банковскую гарантию, которая является обеспечением по закупке.
Портал закупок един для всех заказчиков и участников. Но электронную площадку, на которой пройдут торги, заказчик выбирает самостоятельно. Организации и ИП, на постоянной основе участвующие в закупках, могут сразу пройти регистрацию на нескольких площадках. Для этого можно оформить разные ЭЦП, либо единую цифровую подпись сразу для всех сайтов.
Какие документы нужны для подачи заявки на участие в госзакупках
Перечень документов, которые нужно представить претенденту, определяется заказчиком, но с соблюдением норм законодательства. Нельзя требовать документы, которые незаконно ограничивают доступ к закупке. В список документации может входить:
- заявка, анкета от поставщика;
- регистрационные документы (листы записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП, ИНН, ОГРН, копия устава и приказа о назначении руководителя);
- выписка с реквизитами банковского счета;
- сведения о наличии товара, либо возможности выполнить услугу (работы) по предмету закупки;
- документ, подтверждающий обеспечение по закупке (например, банковская гарантия, платежка о перечислении задатка);
- обязательные разрешительные документы на продукцию или виды деятельности заявителя (сертификаты, декларации, лицензии, выписки из реестра СРО, иные документы);
- декларация о соответствии требования для малого и среднего бизнеса (если требуется);
- документ, подтверждающий допуск к сведениям гостайны (если требуется по предмету тендера);
- решение учредителей об одобрении крупных сделок (если требуется);
- иные документы, предусмотренные требованиями заказчика по конкретному тендеру.
Заявка заполняется в двух частях — открытой и закрытой. Любое заинтересованное лицо может запрашивать разъяснения по техническому заданию, по предмету закупки и порядку проведения торгов.
Дополнительные документы могут потребоваться при регистрации на электронных площадках, при получении банковских гарантий. Например, это может быть бухгалтерская отчетность и декларации по налогу на прибыль, иные документы.
Как подать заявку на госзакупку в 2022-2023 годах
Чтобы принять участие в закупке, нужно сначала подобрать подходящие варианты тендеров, ознакомиться с требованиями заказчика, подготовить и подать заявку с документами. Также необходимо оценить свои силы в плане исполнения обязательств по контракту. Нарушения по срокам исполнения, ненадлежащее качество и иные претензии со стороны заказчика могут грозить ответственностью.
Где искать тендеры
Все закупки по Закону № 44-ФЗ доступны на едином портале. Также можно искать информацию через цифровую платформу МСП.рф (по тендерам для малого и среднего предпринимательства). Общие сведения о тендерах можно искать даже без регистрации. Искать подходящие госзакупки можно по следующим параметрам:
- по предмету контракта, виду, характеристикам и объему продукции, работ или услуг;
- по заказчику, по месту исполнения обязательств;
- по содержанию отдельных лотов закупки;
- по сумме контракта;
- по площадке, на которой будет проводиться аукцион (конкурс);
- по иным параметрам.
Также можно искать закупки по способу определения победителя – аукцион, конкурс, электронный запрос котировок или предложений. При запросе котировок победитель определяется только исходя из предложения, указанного в заявке (самая низкая цена). Поэтому после направления заявки уже нельзя повлиять на итоги процедуры. При участии в аукционе, напротив, можно давать предложения с более высокой ценой, чтобы обойти других претендентов.
Если закон допускает заключение контракта с единственным поставщиком, то заказчик размещает извещение. В отдельных случаях, после заключения контракта заказчик направляет уведомление в контролирующий орган. Подробнее об основаниях и правилах заключения контрактов с единственным поставщиком расскажем ниже.
Как запросить разъяснения по госзакупке
До подачи заявки можно направить заказчику запрос на разъяснение конкурсной или аукционной документации. Для этого в извещении сразу указывается срок и правила подачи запроса, порядок направления ответа. Если указанный порядок будет нарушен, то заявитель сможет обжаловать незаконные действия. Это может привести и к аннулированию тендера, если участника необоснованно лишила права на подачу заявки.
Порядок и сроки подачи заявки
Закупки делятся на открытые и закрытые. Если проводится открытый тендер, то подать заявку может любо заинтересованное лицо, соответствующее требованиям заказчика и нормам закона. По закрытым процедурам перечень участников определяется заказчиком. Он направляет предложение принять участие в закрытом аукционе, конкурсе или запросе котировок.
Общие правила подачи заявок описаны в ст. 43 Закона № 44-ФЗ. Выделим самые важные моменты:
- срок на подачу заявок определяет заказчик (он будет одинаков для всех претендентов);
- в документах на аукцион или конкурс указывается порядок направления заявок (например, через электронную площадку);
- до окончания срока подачи заявок можно ее отозвать (например, чтобы переоформить документы, указать дополнительные данные и т.д.);
- после завершения срока заказчик или электронная система оценивает заявки на соответствие закону, документации по закупке;
- претенденты, чьи заявки допущены к процедуре, смогут принять участие в торгах.
Решения о допуске или отказе по заявкам указывают в протоколах. Заявитель, несогласный с решением, может подать жалобу.
Как проводятся аукционы
Так как аукцион является конкурентной процедурой, то решение о победителе будет принято по самому высокому ценовому предложению. Алгоритм проведения торгов:
- аукцион проводится на площадке, указанной в документации заказчика;
- все участники, допущенные до торгов, могут работать через защищенный сервис по ЭЦП;
- в документации сразу указывается шаг аукциона, т.е. размер повышения цены при торгах;
- время на подачу ценовых предложений может определяться документами заказчика или правилами электронной площадки;
- участники торгов видят все поступившие ценовые предложения, но не узнают регистрационные данные других претендентов до завершения аукциона;
- после завершения торгов победителя определяют по самому высокому ценовому предложению, после чего формируется протокол.
В некоторых случаях торги могут признать несостоявшимися (например, если ни один участник не сделал ценовых предложений). В этом случае заказчик вправе провести закупку заново, но с соблюдением общего порядке.
Если проводится конкурс, то оценивается не ценовое предложение, а общие условия исполнения контракта (например, по срокам поставки). Победителем признается заявитель с лучшими условиями. Оценкой предложений занимается комиссия заказчика. Для этого сразу указывается перечень показателей, за которые будут снимать или начислять баллы.
Когда можно заключить контракт с единственным поставщиком
Без проведения конкурентных процедур можно заключить контракт с единственным поставщиком. Так как это противоречит принципам конкуренции, единственного поставщика можно привлекать к закупке только по исключительным основаниям. Они перечислены в статье 93 Закона № 44-ФЗ. Несколько примеров, когда у заказчика возникает указанное право:
- если осуществляется разовая закупка на сумму до 100 000 рублей;
- если поставщиком (исполнителем) является организация, отнесенная к субъектам естественных монополий;
- если закупка у единственного поставщика напрямую допускается по указам, распоряжениям и поручениям Президент РФ.
Всего в статье 93 указано почти три десятка оснований для заключения контрактов с единственным поставщиком. В частности, их перечень был расширен после введения внешних санкций в 2022 году, так как по многим видам продукции сократилось количество производителей, импортеров. При заключении контракта заказчик обязан обосновать, по какому пункту статьи 93 он выбирает поставщика.
Как заключить госконтракт по 223-ФЗ или 44-ФЗ
Победитель обязан заключить контракт по цене, которая указана в итоговом протоколе. В цену контракта будет включена сумма задатка, если участник использовал такой вариант обеспечения вместо банковской гарантии. Подписание контракта осуществляется через сервисы на электронной площадке. Если победитель уклоняется от подписания, либо нарушит сроки направления документов, его могут признать недобросовестным поставщиком. Сведения об этом будут внесены в реестр (РНП).
Действия после исполнения контракта
После подписания контракта поставщик обязан исполнить свои обязательства. Правила исполнения указываются в документах. Например, это может быть разовая поставка или выполнение всего объема работ (услуг), либо по отдельным этапам. Если продукция, услуги и работы отвечают требованиям по качеству, заказчик обязан их принять с оформлением акта. Все документы об исполнении контракта размещаются в карточке госзакупки на портале.
Отказ от приемки товаров, работ или услуг со стороны заказчика допускается по следующим основаниям:
- при нарушении сроков исполнения, если об этом сразу указано в контракте;
- при несоответствии по качеству, нормам безопасности, комплектности и/или другим требованиям (в договоре может быть условие о сроках замены или допоставки, устранения претензий);
- при отказе поставщика передать обязательные документы (если такое условие предусмотрено контрактом);
- по иным основаниям, исходя из требований закона и условий договора.
Оплата по контракту может осуществляться в виде аванса с последующим окончательным расчетом. Также допускается оплата по каждому этапу поставки или выполнения работ (услуг).
За что грозит ответственность при совершении госзакупок
Недобросовестный поставщик может привлекаться к гражданской ответственности в виде неустойки (например, за нарушение сроков или объема поставки). Также ответственность может наступать:
- по ст. 7.30 КоАП РФ за нарушения Закона № 44-ФЗ(например, могут наказать руководителя организации-заказчика, членов комиссии, организатора торгов и т.д.);
- по ст. 7.32.3 КоАП РФ за нарушения Закона № 223-ФЗ (например, за несоблюдение формы закупки, за нарушение сроков размещения документов и т.д.);
- по ряду статей Уголовного кодекса РФ (например, по ст. 201.2 УК РФ за нарушение условий контракта по оборонному заказу).
Жесткие санкции грозят за коммерческий подкуп при размещении госзакупки, за сговор с участниками и ограничение конкуренции, за необоснованный прием товаров ненадлежащего качества. Точный вид и размер ответственности зависит от характера нарушения, статуса должностного лица и суммы причиненного ущерба.